Назад

А ЧТО МЫ ПРОТИВОПОСТАВИЛИ ВЗАМЕН?

Недавно зашёл к учителю труда в родную школу и был удивлён его криком, которым поносил на чём свет стоит своих учеников в мастерских. “Что воспитательный процесс? Как подумаю, что мы были такими же…” На что получил ответ: “Нет, Женя, такими вы не были!”

Вроде времени прошло немного, но что же изменилось? Сталкиваясь с сегодняшними выпускниками школ в ВУЗе, начинаешь понимать, насколько стало циничным наше образование. Мы пичкаем детей огромным потоком информации, создавая ореол всеобщей её достоверности и общеизвестности, хотя дело обстоит далеко не так. Они легко верят гипотезам, принимая их за чистую монету. Абсолютно не учим их анализировать, теряется и так уже деградировавшее чувство различия “что хорошо и что плохо”. Нажимая на прикладные науки, мы забываем об их культуре и нравственности. Получаем этаких “докторов Норманов” из известного мультсериала или варваров-питекантропов, в чьих руках знание – дубина. Только ныне она в виде атомной бомбы и пультом с красной кнопкой в их руках. Потом мы удивляемся, откуда появляется у юнцов американская прагматичность и куда пропадает русская самобытность? Это отчасти дело рук нашей хорошо реформируемой системы образования на западный манер. Конечно, время накладывает свой отпечаток: телевизор, улица, новые книги и весьма вольготные печатные издания и т. п. Но мы не противопоставили этому ничего разумного взамен.

Конечно, есть современная пионерия. Нет, я ничего против неё не имею. Эта организация просто необходима. Но объяснять ребёнку, что его галстук – частичка гриновского алого паруса… Не кажемся ли мы сами себе наивными? Дети нам серьёзно подыгрывают, при этом, усмехаясь над нашей уверенностью в том, что они ещё мало понимают. Это напоминает тот анекдот, как Вовочка рассказывал бабушке, откуда дети берутся. Время для романтики есть всегда, только вот время не романтическое. Дети давно втянуты современной жизнью в товарно-денежные отношения, не понимая их сути и часто становясь их жертвой. А может тогда есть смысл в той советской политизированной и идеологизированной пионерии, которая объясняла, почему люди в Африке голодают? Может нужно менять идеологию современных детских организаций? Мы говорили об излишней идеологизации детей в советском обществе, а на лицо тот факт, что сегодня это просто необходимо. И возможно нужно начинать процесс организации молодёжи немного раньше. А где аналог октябрят? Их просто не существует! А сегодня первоклашки знают больше, чем мы знали в своё время. Ничего не поделаешь, процесс акселерации затронул не только физиологическое развитие. И время для воспитания упускать нельзя.

Приведу пример учредительного собрания ОСМ 21 век в одном из городов области, на котором я присутствовал. Красиво выступал ученик 11-го класса (по всей видимости, активист и далеко не двоечник), о том, что нужна такая организация, которая объединяла бы молодёжь, отстаивала её права, помогала бы организовать досуг и спортивные мероприятия и так далее и тому подобное. В тот же день, вечером я вижу его около городской дискотеки с бутылкой пива и сигаретой в руке. Суть не в организации, она просто необходима, но какова мораль наших подростков, насколько они могут быть циничны и двулики.

Вообще организация и коллектив для современных подростков явление чуждое. Если не брать в расчёт социальный аспект в классах, то воспитание современной молодёжи в стиле “сам по себе” очевидно. Тенденция развития фантастики и мистики, накладывание на это мыльного суперменства и даже пресловутый “квадрат Малевича”, который не несёт никакой смысловой нагрузки (но нас пытаются убедить в обратном), незаметно уводят из состояния реальности молодого человечка, мозг которого – пластилин, с пористостью паралоновой губки. Всё сводится к несостоятельности человеческого общества, то есть коллектив людей ничего сделать не сможет, мы беззащитны перед злом. Спасти всех может только герой-одиночка. Это приводит к потребности детей показывать свою индивидуальность. Ничего не поделаешь, мода! Великолепно! Творчески свою индивидуальность показывать не современно, значит остаётся одно – выпендрится глупостью. Но это им не понятно. Вот и начинается вся тёмная сторона подростковой жизни. А мы потом удивляемся, почему дети красят волосы делают ирокезы и татуировки, обзывают себя металлистами или панками, употребляют наркотики и глушат водку. Самое страшное то, что за эту глупость им придётся платить, но не многие к сожалению это поймут.

 

Мельник Евгений

14.06.2001

Назад

Hosted by uCoz